
ЦФА: итоги года
Как можно улучшить регулирование цифровых активов в новом году
Подводя итоги 2023 года, можно с уверенностью констатировать, что рынок цифровых активов был запущен и назад ходу нет: появились операторы информационных систем, эмитенты, инвесторы и даже представитель интересов инвесторов (как на рынке облигаций). Все громче звучит информационная повестка, а компании набирают в штат сотрудников, разбирающихся в ЦФА, либо привлекают консультантов для реализации сделок или обучения персонала.
Конечно, объем рынка еще не очень значителен, и многие участники только тестируют новый продукт. Структура сделок тоже порой вызывает вопросы с точки зрения защищенности инвесторов. Одной из основных трудностей эксперты считают недостаточную ликвидность рынка. Тем не менее рынок находит способы разрешения данной проблемы (например, организация пресейла, витрин цифровых продуктов и т.д.).
В настоящей статье мы предлагаем меры, которые необходимо предпринять для развития рынка ЦФА. Итак, над чем же имеет смысл поработать для развития рынка цифровых прав в новом году?
Идентификация «в один клик»
Одним из требований для любого юридического или физического лица, желающего стать пользователем информационной системы по выпуску ЦФА, является необходимость прохождения идентификации в рамках Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Внедрение упрощенной идентификации (по аналогии с операторами инвестиционных платформ) позволит операторам информационных систем по выпуску ЦФА ускорить онбординг потенциальных участников рынка.
Изменение регулирования «цифровых акций»
ЦФА, включающие права участия в капитале непубличного акционерного общества, неформально именуемые «цифровыми акциями», необходимо разграничить с бездокументарными эмиссионными ценными бумагами («классическими» акциями).
Полагаем, что для развития «цифровых акций» требуется усовершенствование законодательства, в частности, в следующих аспектах:
- расширение способов передачи юридически значимых сообщений с помощью использования современных технологий информационного обмена, что позволит обеспечить быстроту и оперативность, а также сохранность и конфиденциальность в установленных пределах передаваемой корпоративной информации;
- изменение порядка выплаты дивидендов путем включения в закон возможности осуществления расчетов через номинальный счет;
- изменение порядка голосования и раскрытия информации (в том числе для обеспечения конфиденциальности определенной информации в условиях санкционного давления);
- включение возможности внесудебного обращения взыскания на цифровые акции через оператора информационной системы в случае фиксации неисполнения обязательства смарт-контрактом.
«Выравнивание» стимулирующих механизмов и порядка налогообложения
Регулирование классических ценных бумаг предусматривает ряд стимулирующих механизмов для их выпуска и приобретения. Полагаем, что соответствующие механизмы должны быть введены и в отношении цифровых активов.
Кроме того, должен быть снят и регуляторный арбитраж между ценными бумагами и ЦФА в порядке налогообложения.
Привлечение институциональных инвесторов
Полноценный финансовый рынок невозможно представить без участия институциональных инвесторов. Предоставление возможности пенсионным фондам и страховым компаниям включать в свои портфели цифровые права, безусловно, будет способствовать решению проблемы ликвидности. Для этих целей необходимо внести изменения в Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон от 24.07.2022 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», а также в ряд подзаконных актов, регулирующих порядок расходования средств «институционалов».
Изменения законодательства об исполнительном производстве
Сентябрьский законопроект № 446411-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит новые правила исполнительного производства в части обращения взыскания и наложения ареста на цифровые права. Мы считаем, что данная инициатива крайне плодотворна для нового цифрового рынка.
Защита прав инвесторов в случае исключения оператора информационной системы/оператора обмена из реестра Банка России, его банкротства/ликвидации
В настоящий момент отсутствует законодательная регламентация четкого порядка действий при лишении соответствующего статуса оператора информационной системы или оператора обмена ЦФА. Самым важным является вопрос обеспечения интересов инвесторов. Один из возможных вариантов решения проблемы — перевыпуск ЦФА в информационной системе другого оператора со ссылкой на оригинальное решение о выпуске.
Реструктуризация долга эмитента ЦФА, изменение условий выпуска
Условия оборота могут требовать внесения изменений в решение о выпуске ЦФА. В настоящее время специальной процедуры нет, а значит, для изменения условий выпуска необходимо единогласное решение всех владельцев ЦФА. В случае размещения ЦФА среди широкого круга лиц такое единогласие может быть невозможным. Более того, отсутствует процедура изъявления воли обладателей ЦФА.
На наш взгляд, в данном случае до определенной степени может быть использован опыт проведения собраний акционеров и владельцев облигаций. В то же время порядок принятия решения предлагается сделать менее императивным.
Правила раскрытия информации
Положения законодательства о рынке ценных бумаг устанавливают обязательность раскрытия чувствительной для юридических лиц корпоративной информации неограниченному кругу лиц, что повышает риски в условиях санкционного давления.
В качестве альтернативы мы предлагаем использовать возможности информационной системы, а именно — допустить возможность раскрывать информацию в рамках личного кабинета пользователя, т.е. создать сервис, аналогичный тому, что обеспечивают распространители информации («Интерфакс», «Скрин» и др.), но внутри информационной системы оператора по выпуску ЦФА.
Токенизация новых активов
Мы полагаем, что в цифровую оболочку могут быть «завернуты» практически любые правовые отношении, поэтому допустимо говорить о необходимости расширения перечня активов, которые могут быть токенизированы.
Так, Банк России в своем докладе выделяет необходимость обсуждения с рынком законодательного урегулирования цифровых прав, удостоверяющих принадлежность вещи или исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности определенному лицу с возможностью их выпуска и обращения через операторов информационных систем ЦФА (титульных NFT).
Министр финансов А.Г. Силуанов также озвучивал идею токенизации углеродных единиц для финансирования климатических проектов.
Поддерживая данные предложения, мы предлагаем также рассмотреть следующие инициативы:
- предоставить возможность выпускать ЦФА специализированным финансовым обществам (СФО) и специализированным обществам проектного финансирования (СОПФ);
- предусмотреть возможность выпуска утилитарных цифровых прав (УЦП) в рамках отношений, возникающих на основании договора долевого участия в строительстве;
- предусмотреть, чтобы УЦП распространялись не только на вещи, но и на иные товары, что могло бы привести к возможности токенизации электроэнергии.
Использование ЦФА для международных расчетов
Законопроект № 341257-8 предусматривает возможность использования цифровых прав (ЦФА и УЦП) в качестве средств платежа в рамках программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, которая может быть установлена нормативным актом Банка России или нормативным правовым актом правительства РФ по согласованию с Банком России.
Законопроект был зарегистрирован и направлен председателю Госдумы 20 апреля 2023 года, однако к настоящему времени не прошел еще ни одного чтения. Полагаем, что данный вопрос является одним из самых актуальных не только для рынка цифровых прав, но и для российской экономики в целом.
Урегулирование допуска иностранных активов в РФ
Банк России в своем докладе отмечает необходимость установления механизма взаимодействия российских и иностранных операторов обмена ЦФА и порядка допуска иностранных ЦФА к обращению, приводя перечень вопросов, которые планируются к обсуждению с участниками рынка. Вопросы посвящены квалификации иностранных цифровых активов в качестве ЦФА, требованиям к качеству иностранных ЦФА, выполнению требований к раскрытию информации иностранными эмитентами, порядку учета иностранных ЦФА и т.п.
Оператор информационной системы как участник платформы цифрового рубля
Операторы информационной системы обладают необходимыми экспертизой и технологиями, позволяющими эффективно осуществлять оборот и учет цифровых активов. Более того, в настоящее время для некредитных финансовых организаций установлены высокие требования к внутреннему контролю, комплаенсу и пр. Исходя из этого мы считаем необходимым позволить операторам — некредитным финансовым организациям стать участниками платформы цифрового рубля, что обеспечит более удобное и быстрое осуществление расчетов по сделкам с ЦФА внутри контура информационной системы.
Регулирование смарт-контрактов
Банк России в докладе, посвященном развитию рынка цифровых активов в Российской Федерации, справедливо указывает на необходимость разрешения проблемы распределения рисков, ответственности и возмещения ущерба в связи с ошибками в работе смарт-контракта. Создание эффективных правовых механизмов осуществления сделок с использованием смарт-контрактов позволит повысить уровень цифровизации российской экономики в целом.
Подводя итоги, считаем важным отметить важность объединения усилий всех участников процесса для обеспечения комплексного изменения законодательства в области ЦФА. В настоящее время Комиссия по цифровым финансовым активам ТПП РФ продолжает принимать предложения по совершенствованию регулирования цифровых прав.
По материалам «Банковского обозрения»
Подпишетесь на нашу рассылку прямо сейчас

Что дает цифровизация финансовых инструментов и иных активов
12 декабря 2024 года в Госдуме состоялось обсуждение проекта Основных направлений развития финрынка на 2024 год и период 2025 и 2026 годов
Сбер запустил ЦФА на бензин и дизель на собственной платформе
Котировки активов будут привязаны к стоимости нефтепродуктов и определяться на основе торгов на СПбМТСБ
А-Токен выпустил ЦФА с залогом для обеспечения обязательств
Новый формат предоставит бизнесу возможность повысить эффективность и безопасность исполнения обязательств по договорам- Цифровые финансовые активы
- Цифровая валюта
- Электронная платформа
- Токен
- Токенизация
- NFT
- Распределенный реестр
- Стейблкоин
- ICO (Initial Coin Offering)
- STO (Security Token Offering)
- Блокчейн
- Смарт-контракт
- DeFi (Decentralized Finance)
- Централизованные биржи
- Биткоин-банкоматы
- Регулирование криптовалют
- Распределенное хранение данных
- Цифровой рубль
- DEX (Decentralized Exchange)
- IDO (Initial Decentralized Exchange Offering)
- CBDC (Central Bank Digital Currency)
- Hashflow
- TrueFi
- Soulbound-токены (SBT)
- Airdrop криптовалюты
- P2P-торговля
- Initial Game Offering (IGO)
- Know Your Customer (KYC)
- Централизованное хранение
- Децентрализованное хранение
- Litecoin (LTC)
- Initial Exchange Offering (IEO)
- Decentralized Application (DApp)
- Криптокошелек
- Кастодиальный криптокошелек
- Некастодиальный криптокошелек
- Cookies
- Bitcoin (BTC)
- Кран криптовалют
- Altcoin (ALT)